О-образное искривление ног
определяется у стоящего с плотно сжатыми стопами ребёнка, если его
колени отклонены кнаружи и между ними имеется промежуток, по величине
которого можно судить о величине деформации, основной причиной
О-образных ног является рахит, однако этот дефект может быть и у
практически здоровых детей, которым разрешили стоять и ходить слишком
рано, то есть тогда, когда тяжесть тела представляла ещё чрезмерную
нагрузку для слишком податливых костей ребёнка, особенно страдают дети
полные и тяжёлые.
При варусной деформации происходит:
неравномерное развитие коленного сустава,
увеличение наружного мыщелка бедренной кости и уменьшение внутреннего приводит к сдавливанию внутреннего мениска,
суставная щель становится шире с наружной стороны и уже с внутренней,
растягиваются
связки, укрепляющие коленный сустав, особенно с наружной стороны, кости
голени часто искривлены выпуклостью кнаружи, в тяжёлых случаях
происходит ротация (поворот) бедра кнаружи, а голени (её нижней трети)-
кнутри.
Стопы приобретают плосковарусную установку, пятки
отклонены внутрь, передние отделы стоп тоже, Развивается косолапость,
ребёнок не разгибает полностью колени, что заметно, если посмотреть на
него сбоку.
Лечить О-образное искривление ног
надо обязательно, так как в запущенных случаях нарушается походка,
ребёнок часто падает, быстро устаёт, страдает позвоночник, появляются
(по закону компенсации) различные нарушения осанки, возможен сколиоз.
Лечение
длительное и настойчивое под контролем врача-ортопеда может в
значительной степени уменьшить деформацию костей и суставов,
нормализовать тонус мышц и, в конечном счёте, привести к полному
излечению, детский организм очень пластичен, всё в нём растёт и
изменяется, поэтому консервативный метод лечения особенно эффективен, в
этот метод обязательно входит (в лёгких случаях является основой) массаж и лечебная гимнастика.
Ортопедическая
обувь подбирается с учётом рекомендаций врача, она должна быть новой,
не разношенной, с жёстким задником, хорошо фиксировать голеностопный
сустав, применяется скошенный кнутри каблук или ортопедические стельки,
сделанные по индивидуальному заказу. Дома не следует носить мягкие
шлёпанцы и войлочные тапки, лучше ходить босиком, давая возможность
развиваться мелким мышцам стопы, в тяжёлых случаях применяют
корригирующие укладки во время сна и ношение специальной обуви
постоянно, всем детям необходимо делать специальный массаж и заниматься с
ними лечебной гимнастикой. Лечебная гимнастика и массаж- наиболее
физиологические способы исправления костномышечных деформаций,
позволяющие учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его физическое
и умственное развитие, в то же время оказывающие общее оздоравливающее
воздействие на весь организм, это тот редкий случай, когда лечение не
имеет побочных эффектов, надо только проконсультироваться со
специалистом по лечебной физкультуре и внимательно наблюдать за
ребёнком.
Массаж- проводится курсами по 12-20 процедур ежедневно или через день, с перерывами между курсами две-четыре недели, интенсивность воздействия постепенно возрастает к середине курса, массаж необходимо сочетать с упражнениями для исправления порочного положения стопы. Исходное положение: ребёнок лежит на животе, под голеностопными суставами- небольшой валик.
план массажа: пояснично-крестцовая область- поглаживание, энергичное растирание, разминание, поглаживание от позвоночника вниз и в стороны. Ягодично-крестцовая область- поглаживание в круговом или X-образном направлении, интенсивное растирание гребешками согнутых пальцев, энергичное разминание, тонизирующие ударные приёмы (поколачивание, похлопывание, рубление, поглаживание). Задняя поверхность ноги- поглаживание, мягкое растирание, мягкое разминание по типу валяния, поглаживание, при тугоподвижности в коленном суставе применяется большее количество поглаживаний, потряхивание мышц бедра и голени (задних поверхностей), вибрация, голень (щадящий массаж)- поглаживание, лёгкое растирание, разминание (валяние), потряхивание, поглаживание по внутренней части икроножной мышцы, наружная часть массируется более энергично, ахиллово сухожилие не массируется,область коленного сустава (коррекция)- поглаживание боковых поверхностей сустава, их растирание, надавливание на наружную поверхность (наружный мыщелок), для коррекции бедра и голени применяется ритмичное надавливание по наружной стороне ноги. Исходное положение: ребёнок лежит на спине (валик под коленями): стопа- поглаживание на тыльной поверхности от пальцев к голеностопному суставу, поперечное или граблеобразное растирание, поглаживание и растирание вокруг лодыжек, особенно интенсивно вокруг наружной, растирание и разминание наружного края стопы, растягивание внутреннего края, поглаживание. Область коленного сустава- поглаживание по контуру большими пальцами, растирание, разминание в виде сдвигания коленной чашечки в продольном и поперечном направлении, коррекция- надавливание на наружный мыщелок бедра. Переднебоковая поверхность голени- поглаживание от стопы вверх до наружной стороны колена, энергичное растирание и разминание, поглаживание. Передняя поверхность бедра- поглаживание в направлении от колена вверх и кнаружи, интенсивное растирание и разминание, тонизирующие ударные приёмы, поглаживание, для коррекции повторить ритмичное надавливание по наружной поверхности бедра и голени, во время массажа и следующих за ним упражнений для стоп необходимо следить за тем, чтобы коленные чашечки на обеих ногах смотрели строго вверх.
Лечебная гимнастика-
сгибание стоп в голеностопных суставах- ребёнок сидит, опираясь сзади
руками, ноги выпрямлены, коленные чашечки смотрят строго вверх, стопы
параллельны, он сгибает стопы сначала одной ногой, затем другой, обеими
попеременно, нужно помогать малышу, акцентируя сгибание в тыльную
сторону. Вращение стоп кнаружи (исходное положение прежнее)- ребёнок
вращает стопами, сначала каждой стопой по отдельности, затем обеими
одновременно, кнаружи. Поднимание прямых ног- ребёнок лежит на спине,
поднимает выпрямленные ноги поочерёдно или обе одновременно, стараясь
дотянуться до вашей ладони или игрушки. Велосипед- малыш лежит на спине,
поднимает ноги вверх и поочерёдно сгибает и разгибает их, имитируя езду
на велосипеде, во время выполнения третьего и четвёртого упражнения
необходимо следить за правильным положением ног, не допуская разворота
колен кнаружи, а стоп- кнутри. Поза сидя между пяток, первый вариант-
ребёнок стоит на коленях, стопы разведены носками врозь, опускается и
садится между пяток, второй вариант- малыш стоит на четвереньках,
покачивается вперёд-назад, затем садится между пяток, такая поза очень
полезна детям с О-образным искривлением ног, почаще усаживайте ребёнка
таким образом, предлагая разнообразные игры и занятия. Во время ходьбы и
стояния необходимо следить за положением стоп, они должны быть
параллельны друг другу или с лёгким разворотом носков кнаружи, для
профилактики и лечения косолапости можно использовать ходьбу по
дорожке-ёлочке, нарисуйте на полу мелом или на бумаге яркими красками
ёлочку длиной 1-2 метра, с веточками под углом 15-30 градусов,
предложите ребёнку пройти по такой дорожке, наступая на каждую веточку,
разворачивая кнаружи стопы, летом можно такую дорожку нарисовать на
песке, выложить из дощечек или кирпичей, и пусть ребёнок ходит по ней
несколько раз в день, постепенно, благодаря вашей настойчивости и
терпению, вырабатывается правильная установка стоп, нормализуется
походка, исправляется искривление ног.