Методические указания к проведению упражнений для профилактики и лечения плоскостопия у детей
В
целях борьбы с этой весьма распространенной деформацией предупреждать
её следует с раннего детства, тем более, что стопа особенно интенсивно
формируется в первые три года. Лучшим профилактическим средством является ежедневная гимнастика, массаж.
В дошкольном и школьном возрасте необходимо включать как в комплексы
ежедневной утренней гимнастики, так и в физкультурные занятия
специальные упражнения, укрепляющие свод стопы. Однако гимнастика для
детей с плоскостопием не должна состоять только из упражнений,
укрепляющих мышцы ног. Такая гимнастика будет вызывать утомление мышц
стопы.
Специальные упражнения для стоп должны
применяться в сочетании с общеразвивающими упражнениями для мышц верхних
конечностей, плечевого пояса, нижних конечностей, тем более, что
плоскостопие возникает чаще у ослабленных детей. Нередко плоскостопие является спутником сколиоза или поталогической осанки.
В
целях разгрузки мышечно-связочного аппарата стопы и голени необходимо
проделывать специальные упражнения в положении сидя и лёжа. Основными
видами упражнений при плоскостопии являются подошвенное сгибание
(оттягивание носков вниз) и супинирование стоп (поворот внутрь). Следует
избегать пронирования стоп: это движение усиливает патологическое
состояние связочно-мышечного аппарата стоп и голеней.
Помимо
систематических занятий физическими упражнениями в детском саду, школе
или детской поликлинике, рекомендуются ежедневные занятия дома. Все упражнения должны выполняться босиком.
Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием в виде домашних заданий
1. Упражнение "каток" - ребенок катает вперед-назад мяч, скалку , или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
2. Упражнение "разбойник"
- ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу
и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения.
Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятку разложенное на
полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз
(например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, затем другой
ногой.
3. Упражнение "маляр"
- ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим
пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от
большого пальца к колену. "Поглаживание" повторяется 3-4 раза.
Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. 4. Упражнение "сборщик"
- ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной
ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки
для белья, ёлочные шишки и др.), и складывает в кучки. Другой ногой он
повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает предметы из
одной кучки в другую. Следует не допускать падение предметов при
переносе. 5. Упражнение "художник"
- ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги
различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется
сначала одной, затем другой ногой. 6. Упражнение "гусеница"
- ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу.
Сгибая пальцы ног он подтягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы
снова распрямляются и движение повторяется (имметация движения
гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления
пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола.
Упражнение выполняется обоими ногами одновременно. 7. Упражнение "кораблик"
- ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног
друг к другу» постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока
пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать
ступням форму кораблика). 8. Упражнение "мельница" - ребенок, сидя на поду с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в двух направлениях. 9. Упражнение "серп"
- ребенок, сидя на поду с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на под
(расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а
затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном
месте. Упражнение повторяется несколько раз. 10. Упражнение "барабанщик"
- ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола,
двигает ступнями вверх и вниз, касается пола только пальцами ног. В
процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются. 11. Упражнение "окно" - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола. 12. Упражнение "хождение на пятках" - ребенок ходит на пятках; не касаясь пола пальцами и подошвами.
Продолжительность
таких занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках,
затем попрыгать на носках через скалку - на одной и на двух ногах.